www.New-(A)narchy.narod.ru - Псков             >>>E-mail<<<


>>>На главную<<<

Новая волна (new wave) возникла в 1978 году, когда панк-движение коммерциализировалось и «сникло». Термин «новая волна», во многом пересекающийся с термином «пост-панк», имеет три трактовки. Во-первых, он употребляется в качестве широкого обобщающе-культурологического понятия, отражающего значительный поворот в развитии зарубежной поп-музыки (условно 1978-1985). В такой трактовке понятие «новая волна» не несет определенной стилевой нагрузки и включает в себя множество стилевых направлений. Существует и другое мнение, согласно которому к пост-панку следует относить явления, в большей мере наследующие панку (с точки зрения идеологии, стилистики, манеры «подачи», характера образности, звучания – гитарный саунд и т.д.), тогда как к «новой волне» – явления более «попсовые», танцевально-прикладные, развлекательные (и, к тому же, опирающиеся в большей мере на возможности синтезаторов). Иногда эти понятия вообще употребляют как полностью равные, взаимозаменяемые. Действительно, четкую границу здесь провести трудно, поскольку признаки данных явлений очень часто пересекаются. Поэтому более верной представляется первая трактовка. С социокультурной точки зрения «новая волна» очень сильно отличается от панка и других предшественников. В 80-е годы рок-культура была интегрирована широким слоем продуктов массового сознания, сдавала свои «бунтовщические» позиции, вписывалась в более привычный, «повседневный» контекст. Сама лежавшая в основе рок-н-ролла идея перманентного протеста постепенно сходила на нет. Во многом это было связано со сглаживанием так непримиримо выразившегося в конце 60-х и второй половине 70-х конфликта поколений, с тем, что традиционные общественные ценности (семья, работа, социальное положение и т.д.) вновь выходили на первое место. Кроме того, и сама рок-культура уже не могла предложить какие-то новые захватывающие идеи. Но тем сильнее оказались «прогрессивные» посягания «новой волны», активно демонстрировавшей свои пацифистские и свободолюбивые идеалы. При этом возможной оказалась «непересекаемость» различных идеологических концепций, допустимость их «параллельного» существования. В начале 80-х «золотая молодежь», проводившая время в дорогих клубах, танцуя сначала под диско, затем под техно, агрессивные панки и скинхэды, хардкоровцы в их «униформенных» бриджах, майках и кепках, мирные немногочисленные нео-хиппи, экзальтированные «новые романтики» с их экстравагантными костюмами и прическами «а-ля воронье гнездо», рокабилльщики и кантримэны – все они существовали в одновременности, являя собой бесконечную череду идей, концепций, визуальных образов. Вся эта веселая компания вполне могла повстречаться на каком-нибудь грандиозном стадионном мероприятии (типа Live Aid, 1985), чтобы бок о бок потанцевать под бдительным оком полицейских, а затем вновь разойтись по своим клубам, «впискам», подпольным вечеринкам и т.д. Энергия, продолжавшая клокотать в молодых организмах, расходовалась на таких мероприятиях очень умело и целенаправленно, подобно сеансам кровопускания, проводимым под присмотром опытного доктора. «Новая волна», ставшая в какой-то мере реакцией на «внешнюю» агрессивность панка, вернула в поп-культуру ноту рефлексивности и романтичности. Основываясь на лаконичном, минималистичном языке панк-рока, музыканты «новой волны» заметно обогащали его, совершенствуясь в исполнительском мастерстве, расширяя структуру композиций, экспериментируя с синтезаторами и электронными ударными, элементами других стилей. Очень большую роль сыграло влияние диско, а также психоделии, арт-рока, джаза и т.д. Из музыки исчезли клокочущая ярость, нигилистичность и цинизм, свойственные панку. В то же время, конкретные проявления «волны» были очень разнообразны, как в стилевом, так и в «настроенческом» плане. Мрачновато-депрессивный британский пост-панк (THE CURE, BAUHAUS, JOY DIVISION, JAPAN и др.) и более яркий, броский, карнавальный пост-панк американский (THE B-52’s, TALKING HEADS, BLONDIE), синтез-поп, активно экспериментировавший с синтезаторами (Gary Numan, HUMAN LEAGUE, BRONSKI BEAT), меланхолично-изысканный «новый романтизм» с его акцентом на внешнем образе (ADAM AND THE ANTS, VISAGE, DEPECHE MODE, DURAN DURAN, NEW ORDER, EURYTHMICS, SPANDAU BALLET и др.) – все это различные составляющие полноводной «новой волны». Некоторые интересные явления возникли на стыке пост-панка и этностилей – регги (CULTURE CLUB, THE POLICE, уже упоминавшиеся TALKING HEADS), ска (THE SPECIALS, MADNESS). Важное значение в «волне» имели и ретро-тенденции: возрождение рок-н-ролла и рокабилли (STRAY CATS), движения «мод» (PURPLE HEARTS), а также «битловского» стиля в синтезе с панком и электроникой, как в пауэр-поп (THE KNACK). На стыке панка и авангардистского хэппенинга в конце 70-х родилась нью-йоркская «никакая волна». В рамках «новой волны» появились и такие исполнители, творчество которых не укладывалось в рамки каких-либо субтечений и подстилей – они стали создателями собственных «авторских» стилей, как, например, утонченные DIRE STRAITS с их неповторимой гитарной звукописью, интеллектуальный Элвис Костелло (Elvis Costello) и др. Настоящим символом «волны», воплощением идеи бескомпромиссности, честности нового искусства стала ирландская группа U2, музыканты которой получили известность как активные борцы против войны, несправедливости, страданий угнетенных, как организаторы крупных акций протеста. Стиль U2 отличался большой характерностью и тоже стал своеобразной «визитной карточкой» этого периода: напряженный мелодизм вокальных линий в сочетании с «жидкостными» гитарными соло, как бы изливающимися откуда-то сверху на фоне полупрозрачного синтезаторного фона и четкой ритм-секции. Идеология панка дала жизнь не только рафинированным явлениям типа британского «нового романтизма», но и прорывалась во всей своей первозданной грубости и агрессивности, грязном и сыром гитарном звучании. Номинально эти направления к «новой волне» не относятся, однако они тоже отражают общие для этого периода тенденции. Панк очень сильно повлиял на «тяжелый» рок-мейнстрим. Под этим влиянием в середине 70-х от британского хард-рока отмежевалось новое мощное направление – хэви-метал. Первая его волна даже получила название New Wavе Of British Heavy Metal. Своеобразной «новой волной» агрессивно-социализированного «классического» панка стал неистовый и грубый хардкор, возникший в Америке конца 70-х как «национальный» ответ на британское панк-вторжение. В Британии же появилось свое чрезвычайно брутальное панк-продолжение – идеологизированный стиль oi! В начале 80-х на рубеже пост-панка, хэви-метал и академического авангарда зародились такие интереснейшие направления, как индастриал и нойз. В середине 80-х «внешняя форма» заняла ведущее место в общей системе средств «новой волны», особенно на волне нарождавшегося клипмейкерства. Появившийся в 1981 году телеканал MTV стал продюсировать большое количество музыкальных проектов, практически все эфирное время было занято коллективами «новой волны», соревновавшимися в том, кто снимет более дорогостоящий клип. Музыка постепенно становилась полностью коммерческой, что и убило сам феномен на корню. На смену интересным, запоминающимся коллективам пришли «группы одного хита». К 1985 году «новая волна» разделилась на две противостоящие друг другу субволны. Танцевальные тенденции, связанные с постепенной трансформацией синтез-попа и «нового романтизма», выродились в появление сугубо развлекательного электро-попа (A-Ha) и других поп-разновидностей. «Тяжелые» же направления, напрямую связанные с панком, привели к образованию «альтернативы» и так называемого «инди-рока». Но даже в конце 90-х остались группы, которые можно причислить к Neo New Wave – это R.E.M., Blur и другие.

Елена Савицкая

Hosted by uCoz