www.New-(A)narchy.narod.ru - Псков       >>>E-mail<<< |
Имя Алексея Алексеевича Борового (1875-1935) сегодня почти не
известно в нашей стране и в мире. А между тем Боровой был крупнейшим и
оригинальнейшим анархическим мыслителем после П.А.Кропоткина, сумевшим
подвергнуть глубокому пересмотру и обновлению самые основы анархического
мировоззрения и по-новому подойти к центральной проблеме философии анархизма -
проблеме личности.
Ввиду как чрезвычайной важности высказанных Боровым мыслей по
данной проблеме, так и полной их неизученности в современной литературе, мы,
завершая наш анализ философии классического анархизма, считаем нужным
остановиться на центральных моментах анархического учения Борового, которое и по
сей день не утратило своей актуальности и значимости, и которое мы по большей
части разделяем.**
Судьба и самого Алексея Алексеевича Борового, и его идей была
трагичной. Ему выпало завершать традицию русского анархизма (вплоть до конца
1980-ых годов, когда анархическая мысль и анархическое движение вновь стали
возрождаться на территории России) и не иметь последователей и продолжателей
своего дела. Он умер в ссылке в 1935 году, не изменив своим убеждениям. Уделом
всего его творческого пути было одиночество: он был одинок среди анархических
теоретиков, прокладывая новые дороги и часто подвергаясь упрекам в "ереси" со
стороны своих ортодоксальных товарищей.
Основными идейными источниками мировоззрения Борового были
философия Анри Бергсона, практический опыт революционного синдикализма на
Западе, русская художественная, социологическая и философская литература и
анархические учения Макса Штирнера и Михаила Бакунина. Алексей Алексеевич был
мыслителем поистине энциклопедического дарования: юристом, экономистом,
социологом, писателем, историком, литературоведом и общественным деятелем. В его
работах исследуются и проблемы экономической науки, и соотношение рационализма и
иррационализма, детерминизма и свободы, содержатся и критика парламентаризма, и
изучение опыта революционного синдикализма, и история личной свободы во Франции,
и анализ творчества Ф.М.Достоевского...
Боровой сочетал огромную эрудицию, широту взглядов и
прекрасный поэтический стиль своих работ, с глубиной, своеобразием и
оригинальностью мысли, способностью находить новые решения и обостренно
чувствовать ключевые проблемы человеческого бытия. Хотя Боровой и участвовал в
практической общественной деятельности, но, скорее его можно назвать не
"практиком", но пропагандистом и теоретиком анархизма.
Для Борового очень характерна терпимость и широта взглядов -
как внутри анархизма (он всегда вне и шире узких партий и течений), так и
вне его, что не очень-то характерно для мыслителей его эпохи, разделенных по
партийному и групповому признаку. В его работах на равных присутствуют и
Соловьев, и Достоевский, и Михайловский, и Ницше; он отдает должное и правде
либерализма, и правде социализма. Боровой - индивидуалист, но признающий
ценность социализма; антимарксист, отдающий должное заслугам Маркса; атеист, с
уважением цитирующий и прекрасно знающий труды русских религиозных мыслителей -
С.Н.Трубецкого, В.С.Соловьева и других. Алексей Боровой - мыслитель, но он и
поэт, поэт анархизма, романтик не только по существу, но и по форме своих работ.
Анархизм для Борового есть "романтическое учение с реалистической тактикой".
Личность, борьба за ее освобождение - таков основной лейтмотив его произведений.
Он - один из немногих анархистов, которого можно с полным правом назвать
философом, именно создателем анархического мировоззрения, а не просто
публицистом или сочинителем прикладных схем, программ и рецептов.
Остро ощущая потребности своего времени, Алексей Боровой не
был ни обыкновенным популяризатором, ни академическим кабинетным ученым. Алексей
Алексеевич Боровой - глубоко оригинальный и самобытный мыслитель. В его
творчестве присутствуют несколько дорогих ему тем, несколько новых, центральных
для него мыслей, - и, хотя за 30 лет своего творчества на ниве анархизма он
прошел сложную идейную эволюцию, это центральное "ядро" оставалось, в основном,
неизменным.
Три главных "кита" мировоззрения Борового, по нашему мнению,
таковы: это антирационализм (апология жизни), индивидуализм (апология личности)
и активизм (апология действия). Не ставя перед собой задачи пересказывать его
работы и систематизировать его огромное теоретическое наследие, остановимся лишь
на этих основных темах, самых существенных и характерных для мировоззрения
Борового.
I. Самокритика традиционного анархизма.
Чтобы понять глобальную и всестороннюю самокритику анархизма,
предпринятую Алексеем Боровым, кинем беглый взгляд на те противоречия, к которым
пришла в первой четверти XX столетия анархическая мысль.
В господствующем в анархизме - коммунистическом,
кропоткинском течении, оттеснившем бакунизм, личность, как мы видели, во многом
декларативна, ей нет места, предполагается, что в совершенном обществе она
достигнет полной гармонии с социумом, и все ее проблемы автоматически будут
решены. Отсутствовало понимание специфики, своеобразия и важности личности,
которая представлялась то ли деталью общества, то ли - животным среди животных и
была затеряна и растворена в биологическом и социальном мире. Имела место вера
во всемогущество социальных преобразований, обожествление творческой роли
народной массы и первобытного состояния общества, демонизация государства.
Была предпринята попытка построить законченную рационалистическую систему
анархизма "по методу естественных наук", основанную на философии Просвещения и
позитивизма. Предпринимались попытки дать детальное описание будущего
"идеального общества". Значение народа, класса, человеческого общества в целом
абсолютизировалось; социология заслонила философию, общество - личность,
ценности равенства, солидарности и взаимопомощи заслонили собой уникальность и
свободу личности, бакунинское теоретическое наследие было позабыто. Следствием
этих теоретических слабостей и противоречий были излишний оптимизм, элементы
утопизма и прожектерства в конкретных построениях, отрыв анархической мысли от
жизни.
С другой стороны, существовал крайне одиозный в своей
абсолютной односторонности анархический "индивидуализм" окарикатуривший и
доводящий до абсурда и без того спорные идеи Штирнера и Ницше, далекий от
реальной жизни и социальной борьбы, антиобщественный и самодовольный,
проповедующий культ сверхчеловека и представляющий собой маргинально-богемное
движение.
Алексей Боровой в своих работах четко и честно обозначил
главные болевые точки в анархическом мировоззрении.
Он в своих работах осуществил как подробную критику
кропоткианства и "абсолютного индивидуализма", так и возврат к философии
Бакунина, которую Боровой сумел понять и оценить так глубоко, как никто другой.
Философия жизни, адогмзтизм, отрицание конечного идеала, бунтарский дух
бакунинского учения глубоко импонировали Боровому.
Мыслитель предпринял серьезную попытку обновить анархическое
мировоззрение и, выделив в нем ценное и непреходящее, преодолеть ряд
мировоззренческих догм и теоретических основ, давно устаревших, принадлежащих
прошлому и пришедших в противоречие как с современными условиями, так и с
основными ценностями самого анархизма. Боровой сознательно поставил перед собой
задачу - обновить основы анархического мировоззрения, приспособить его к реалиям
современности и дать честную самокритику анархизма с учетом как социального
опыта Великой Российской Революции и западного революционного синдикализма, так
и достижений новейшей философии. Социалистический и индивидуалистический
"потоки", которые до этого не только питали анархическое мировоззрение, но и, в
известной мере, раскалывали его на два крыла, взрывали изнутри, должны быть
синтезированы - осознал А.А.Боровой. Он стремился с одной стороны, преодолеть
крайний "индивидуализм", трактуемый зачастую в аристократическом и
антисоциалистическом духе, как полный разрыв личности с обществом, так и плоский
"социализм", понимаемый как чистый социологизм, вера во всесилие и всеблагость
общественных преобразований, недооценка роли личности и ее самостоятельности и
пренебрежение философией, - а то и просто принесение личности в жертву на алтарь
безличных фетишей.
Поскольку анархическим течением, доминирующим в России и на
Западе в начале XX века, было кропоткианство, то Алексей Боровой сосредоточил
свою основную критику именно на нем. Он отвергал в кропоткинском учении его
рационализм, механицизм и редукционизм, чрезмерный социологизм, веру в
возможность построения анархизма как рационалистической и законченной системы
(справедливо усматривая в таких попытках насилие над жизнью и над личностью),
веру в возможность выработки "конечного идеала" анархизма, идеализацию и
фетишизацию творческой силы масс - для Борового исходной и главной реальностью,
творцом истории является не масса, но личность.
Если мыслителю и не удалось в полной мере осуществить
задуманный им теоретический синтез и разрешить все поставленные им вопросы, то,
по крайней мере, он сумел наметить проблему, нащупать болевые точки
традиционного анархизма и поставить задачу их преодоления.
II. Учение Алексея Борового о личности.
Признавая теоретические заслуги либерализма и социализма,
Боровой подчеркивает, что либерализм поставил вопрос о политических правах
личности, а социализм - об ее экономической обеспеченности. Но только анархизм -
это философия личности par excellence, отрицающая все надличностные фетиши и
ставящая во главу угла, в центра всех своих построений живую человеческую
личность: "Из всех формул, в которые страдающее, мыслящее и мечтающее
человечество, облекло свои страстные искания общественного идеала, - анархизм,
несомненно, является наиболее возвышенной и наиболее полно отвечающей на запросы
пытливой человеческой мысли. Наиболее возвышенной, говорю я, потому что
центральной идеей анархизма является конечное освобождение личности".
В своих работах Боровой неоднократно повторяет: "Личность
есть центр анархического мировоззрения. Полное самоопределение личности,
неограниченное выявление ею своих индивидуальных особенностей - таково содержание
анархического идеала".
Выступая против всех учений, гипостазирующих надличностные
объективированные фетиши и общности: Государство и Народ (Ж.Ж.Руссо),
Человечество, как единое Существо (О.Конт), Класс (К.Маркс) и т.д., Боровой
справедливо указывает на "отсутствие подлинной реальности у общества, как
такового. Подлинной самоочевидной реальностью - является личность. Только
она имеет самостоятельное нравственное бытие, и последнее не может быть выводимо
из порядка общественных отношений". Личность всегда первична (не генетически,
разумеется, а аксиологически!), а общественность - вторична, производна, она
"реальна отраженным светом, светом реальной личности". Если личность является
абсолютной ценностью, первичной и непостижимой до конца, творческой и
уникальной, то общество в лучшем случае, обладает ценностью вторичной,
относительной. Никогда личность не может быть сведена целиком к обществу, не
может быть полностью детерминирована и, напротив, общество всегда движется и
развивается через деятельность, через творчество и инициативу конкретных
личностей. Поэтому антагонизм между личностью и обществом невозможно преодолеть;
"идеальное, гармоничное общество" означало бы смерть личности; напротив,
социальное развитие осуществляется всегда через драматическое столкновение
творческой и свободолюбивой бунтующей личности с косными и инерционными формами
общежития. Личность - первична, уникальна, интегральна, она - творец истории и
не сводится только к социальному и только к разумному.
Однако все сказанное отнюдь не означает, что Алексей Боровой
отрицает общество. Отдавая приоритет личности в конечном счете, он
признает, вместе с тем, огромное значение общества для формирования личности.
Если личность не сводима целиком к обществу, в котором она вырастает, и которое
она перерастает, (и потому нельзя гипостазировать общество как самодовлеющую
сущность и "субстанцию") то точно также личность и невозможна без общества.
Алексей Боровой отрицает "абсолютный индивидуализм" и стремится к "оправданию
общества" в его относительной ценности. Главный вопрос, стоящий перед
анархизмом, по мнению Алексея Борового, таков: "Каким образом можно осуществить
абсолютную свободу индивида, не прекращая общественной жизни?".
Сам Алексей Боровой понимает, что этот вопрос невозможно
разрешить до конца, но нельзя и не разрешать непрерывно - не в теории, а на
практике - постоянно расширяя рамки личной свободы. Алексей Боровой не растворяет личность в
обществе, как Годвин, Прудон и Кропоткин, и не уничтожает общество во имя
личности, как Штирнер, но, подобно Бакунину, указывает на их взаимную динамику и
корреляцию: он понимает как невозможность их полной противоположности, так и их
полного гармоничного соответствия.
"Исторически и логически антиномия личности и общества -
неустранимы. Никогда ни при каких условиях не может быть достигнута между ними
полная гармония. Как бы ни был совершенен и податлив общественный строй - всегда
и неизбежно вступит он в противоречие с тем, что остается в личности
неразложимым ни на какие проявления общественных чувств - ее своеобразием,
неделимостью, неповторимостью. Никогда личность не уступит обществу этого
последнего своего "одиночества", общество никогда не сможет "простить" его
личности". Общество всегда усредняет, нивелирует, подавляет личность. Но, наряду
с этим, общество -основа для развития личности, оно формирует ее, находится с
ней в глубокой взаимозависимости и, как большая свобода личности ведет к
прогрессу общества, так и больший прогресс общества помогает развиваться
личности. "Но общественность есть лишь связность подлинных реальностей -
своеобразных и неповторимых. Поэтому общественность не может быть абсолютной
целью личности. Она не может быть безусловным критерием ее поступков. Она - есть
средство в осуществлении личностью ее творческих целей". Однако, подчеркивает
Боровой: "анархическое мировоззрение полагает, что в общественности подлинное
освобождение может найти свою опору. Неограниченный индивидуализм ведет к...
дурной свободе".
Крайний индивидуализм стремится к солипсизму, аморализму и
деспотизму, тогда как анархизму дорога ценность и свобода каждой личности,
и потому невыносимо всякое рабство. Поэтому анархизм "освобождает личность через
свободную общественность".
Отрицая безличный объективизм, гипертрофированный рационализм
традиционного анархизма, указывая на невозможность построить анархизм как
"сугубо научное учение", Боровой подчеркивает: "Все "научное", "объективное",
рационалистически доказуемое бывает безжалостно попрано, наоборот, остается
нетленным все недоказанное и недоказуемое, но субъективно достоверное. В
"знании" противоречия - недопустимы, вера знает - любые противоречия. Всякое
знание может быть опровергнуто, а веру опровергнуть нельзя. И анархизм есть
вера. Его нельзя доказать ни научными закономерностями, ни рационалистическими
выкладками, ни биологическими аналогиями. Его родит жизнь, и для того, в ком он
заговорит - он достоверен. Тот, кто стал анархистом, не боится противоречий; он
сумеет их творчески изжить в самом себе. И анархизм не чуждается "науки", и
анархизм не презирает формул, но для него они - средства, а не цель".
Преодолевая застарелые заблуждения классического анархизма (и отчасти
возвращаясь к прозрениям Бакунина), Боровой обновляет мировоззренческую,
общефилософскую основу анархизма, приводя во взаимное соответствие его цели и
теоретическое обоснование.
Боровой ощущал проблему личности, драму личности, как никто
из анархистов: личность невозможна без общества, но и целиком не сводится к
нему; не может с ним полностью слиться, не может не бунтовать, но не может и
отвергнуть его, покинуть его. Общество в учении Борового предстает одновременно
и как условие появления и развития личности, условие ее свободы, и как ее
антагонист, тормоз на ее пути.
Боровой выделяет в структуре личности как индивидуальное,
неповторимое, творческое начало, так и "сверхличное", альтруистическое,
социальное. Конфликт и сотрудничество, о котором идет речь, таким образом, имеет
место не только между обществом и личностью, но и внутри самой личности. Причем
этот конфликт, неразрешимый теоретически, может разрешаться только в практике -
через непрерывное самоосвобождение личности, которое будет иметь своим следствием непрерывное развитие общества. И
борьба личности против социальных условностей и оков за свою свободу, за свое
личное освобождение, есть, одновременно, и борьба за прогресс самой
общественности, в силу глубокого "параллелизма" между судьбами общества и
личности.
Итак, Боровой честно и в полной мере сознавал наличие данной
проблемы, признавал законность определенных притязаний общества, и все же в
конечном счете вставал на сторону личности. Как личность никогда не остановится
в своем развитии и не будет целиком сводима к обществу и предсказуема, так и
общество, сколь бы либертарно оно ни было организовано, все же никогда не
откажется от своих посягательств на суверенность личности и неизбежно будет
игнорировать данную личность в ее цельности, неделимости и уникальности,
рассматривая ее лишь как социальную единицу и функцию: "Антиномия и заключается
в необходимости для личности последовательного отрицания всех избираемых и
утверждаемых ею форм общественности при неизбежности для нее общественного
состояния".
Резюмируя свое понимание данной проблемы, Боровой заявляет:
"Анархизм есть апофеоз личного начала; общественный процесс для него есть
процесс непрестанного самоосвобождения личности через прогрессирующую же
общественность... Анархизм строит свои утверждения на новом понимании личности,
предполагающем вечное и антагонистическое ее движение (борьба с культурой за
культуру). Поэтому он объявляет антагонизм личности и общественности
неразрешимым и не формулирует никаких программ".
Несложно заметить, что эти мысли Борового продолжают и
развивают замечательное учение Бакунина о бунте. Как понимает "личность" Алексей
Боровой? "Современная личность есть конкретная, своеобразная, единственная,
неповторимая индивидуальность, интегральный человек, умеющий гармонически
сочетать в себе "святость духа" и "святость плоти", не остающийся чуждым ни
одному из возможных человеческих чувствований. Самая совершенная моральная
бухгалтерия была бессильна справиться с живыми антагонизмами личности. Личность
же оказалась неспособной поступиться своими "правами", не поступаясь чувством
человеческого "достоинства", чувством, бухгалтерии совершенно неизвестным".
Из признания вечным антагонизма между личностью и обществом,
для анархического мировоззрения неизбежно вытекает отрицание возможности
конечного общественного идеала - подчеркивает Алексей Боровой: "Конструирование
"конечных" идеалов - антиномично духу анархизма. Анархизм - миросозерцание
динамическое". Он даже называет эту идею основным мотивом своего анархического
миросозерцания. Таким образом, анархизм оказывается не застывшей догмой, но
вечным движением, открытым и динамичным учением, которое принципиально не
может быть "закончено", без риска превратиться в утопизм и прожектерство.
Интересно отметить, что к подобному же выводу - о
невозможности конечного идеала в рамках анархического миросозерцания, о
невозможности "анархического общества", как чего-то застывшего и раз навсегда
установленного, одновременно с Боровым приходит и другой видный и интересный
теоретик русского анархизма - Яков Новомирский (в своей поздней работе "Петр
Лаврович Лавров на пути к анархизму"). Созвучны Боровому и высказанные
Новомирским мысли о необходимости возврата от кропоткинских схем к бакунинскому
наследию, и положение о том, что в будущем безгосударственном
социалистическом обществе сохранится антагонизм между личностью и обществом (то
есть не все "зло" сводится лишь к наличию государства), и делом анархизма станет
защита прав личности от посягательств общества.
Идейные искания Борового и Новомирского подвели своеобразный
итог классическому анархизму и способствовали превращению анархизма в "объемное"
(а не плоское), динамичное мировоззрение с глубокой философией и широкими теоретическими перспективами, а также отходу от догматизма и механицизма кропоткинского
"научного" анархизма.
Указав на основные слабые моменты современного ему анархизма,
Алексей Боровой ищет адекватное философское обоснование для возвышенных целей и
интересных социологических построений анархизма и находит его - в "философии
жизни", отрицающей застывшие формы, признающей разум в качестве инструмента, а
не господина и верховного судьи познания, провозглашающей примат жизни и
практики над теорией, отвергающей "конечный идеал". Боровой ищет также и
адекватное духу анархизма социальное движение - и находит его в революционном
синдикализме: творческом, боевом, не скованном догмами и бюрократическими
формами, рабочем движении, направленном против власти и эксплуатации,
сохраняющем автономию индивидов и одновременно объединяющем их в совместном
действии.
Алексей Боровой стремился углубить философию анархизма и
расширить его теоретические перспективы, подвергнуть его самокритике и придать
ему динамизм и открытость. Он поставил и всесторонне рассмотрел вопрос о
философских основах анархизма (в сравнении с либерализмом и государственным
социализмом), разработал учение о личности и о невозможности конечного идеала в
анархическом мировоззрении, дал новую интересную критику философии марксизма,
обратился к возрождению бакунинского наследия, пытался преодолеть крайности
чисто индивидуалистического и чисто социалистического направлений в анархизме,
сочетав идеи Бакунина с идеями Штирнера и осуществив "прививку" социализма к
индивидуализму и "прививку" индивидуализма - к социализму. Боровой отдал должное
обществу, но провозгласил примат личности, как высшей ценности анархического
миросозерцания.
Устами Алексея Борового, выступившего с публичной лекцией об
анархизме в Государственном Историческом Музее, анархизм в России впервые в 1906
году открыто, легально и публично высказал свое кредо. Алексей Боровой
подвергался гонениям и при самодержавном, и при большевистском режиме и, в
отличие от многих своих соратников и единомышленников, (в частности, в отличие
от упомянутых И.Гроссман-Рощина и Я.Новомирского) до конца остался верен своим
взглядам и идеалам. Ему выпало тогда, в 1930-ые годы, завершить - на целых
полвека! - русскую анархическую традицию и кануть в безвестность. Сегодня
наконец следует воздать должное этому замечательному мыслителю, проповеднику
свободы и певцу личности. И, по нашему убеждению, из всех анархических
мыслителей XX века, именно Алексей Алексеевич Боровой сегодня актуален в
наибольшей степени. Помимо конкретных идей, современные анархисты могут
позаимствовать у Алексея Борового его честность как мыслителя и его способность
к бесстрашному отрицанию устаревших догм, его романтический пафос свободы и
борьбы, поэтическое воспевание личности, веру в свободную волю свободного от
опеки человека. Алексей Боровой сделал все, что мог, для того, чтобы анархизм
стал глубже и современнее, он поставил многие вопросы, которые и по сей день
ждут своего ответа. Возрождаемый русский анархизм не может игнорировать этого
выдающегося, честного и благородного мыслителя и не должен забыть его.
(*) "Публикуемая статья представляет собой заключительную главу кандидатской диссертации П.Рябова "Проблема личности в философии классического анархизма", которая носит название ""Самокритика" анархизма и разработка проблемы личности в философии Алексея Борового". Небольшие отрывки из этой статьи ранее публиковались в сборнике "Истоки российской духовной культуры. Материалы российской межвузовской научной конференции" (Ставрополь, 1997).
(**) По мнению известного современного исследователя русского анархизма - С.Ф.Ударцева, А.А.Боровой является крупнейшим представителем "постклассического анархизма" в России. Важнейшие анархические работы Алексея Борового: "Общественные идеалы современного человечества. Либерализм. Социализм. Анархизм", "Революционное миросозерцание", "Революционное творчество и парламент", "Анархизм", "Бакунин", "Личность и общество в анархическом мировоззрении". Работая над данным исследованием, мы также использовали огромное рукописное наследие мыслителя, находящееся в РГАЛИ (в частности, неопубликованные работы Алексея Алексеевича: "Фрагменты о "зле"", "Детерминизм и фатализм", "Власть" и др.).