www.New-(A)narchy.narod.ru - Псков             >>>E-mail<<<


>>>На главную<<<

Макс Штирнер

  Штирнер Макс (1806-1856), псевдоним Каспара Шмидта, - немецкий философ-идеалист, основатель анархического индивидуализма, примыкал к младогегельянцам.

  В 1845 году выпустил книгу "Единственный и его собственность", в которой развил систему анархизма. Единственная реальность по Штирнеру, - это "Я", эгоист, а весь мир - его собственность. Понятия морали, права, закона общества и т. д. Штирнером отбрасываются и объявляются "призраками". Штирнер считал, что этим он очищает индивидуальное сознание от "стеснительной шелухи". Каждый является сам источником морали и права. Руководством для индивида должен быть принцип "нет ничего выше меня". Частная собственность по Штирнеру должна быть сохранена, так как в ней выражается самобытность "Я". Индивид, согласно Штирнеру должен искать свободу не социальную, а свою собственную, поскольку за каждым социальным образовванием скрываются эгоистические интересы отдельных лиц. Общественный идеал Штирнера - "союз эгоистов", в котором каждый видит в другом лишь средство для достижения своих целей. Рассматривая историю как продукт идей, Штирнер считал, что, преодолевая господствующие понятия, можно изменить общественные отношения. Штирнер резко выступал против коммунизма и революционной борьбы пролетариата.

   Индивидуализм, нигилизм и анархизм Штирнера подвергся резкой критике со стороны Карла Маркса и Фридриха Энгельса, уделивших внимание этой проблеме в своей книге "Немецкая идеология" (1844 г.). Так же П. А. Кропоткин критиковал индивидуалистическую сторону анархизма Штирнера и его последоватилей.



  Афоризмы,цитаты:


  Божественное есть дело Бога, а человеческое - дело "человека". Мое же дело не есть ни божественное, ни человеческое дело; оно не есть ни истина, ни благо, ни право, ни свобода; оно есть лишь мое дело, и это дело не есть общее дело; оно есть дело единственное, как и я сам - Единственный.

  Мое "Я" для меня всего дороже!

  Если религия установила тезис, что мы все грешники, то я ему противополагаю другой тезис, что мы все совершенны, ибо мы во всякий момент бываем всем, чем мы быть можем, и не должны быть чем-то большим. В нас нет никаких недостатков, а потому и грех является нелепостью.

  Волшебный круг христианства был бы нарушен, если бы исчезло противоречие между существованием и призванием. Оно существует в виде тоски по своей реализации и исчезает вместе с этим разделением. Только тогда когда идея остается еще идеей - остается еще христианство.

  Как церковь казалась верующим матерью, так и на государство смотрят как на заботливого отца.

  Если я строю свое дело на себе, Единственном, тогда оно покоится на преходящем, смертном творце, который сам себя разрушает, и я могу сказать: "Ничто - вот на чем я построил свое дело".

  Библиотека на New-Anarchy:

"Единственный и его собственность"



Hosted by uCoz