www.New-(A)narchy.narod.ru - Псков       >>>E-mail<<< |
***
Говоря о мировоззрении и творчестве Алексея
Борового, нельзя не упомянуть о такой характерной особенности как его философии,
так и стиля изложения, как поэтичность, освещающий все произведения Борового
пылкий романтизм.
"Блестящая образность, смелая фантастика
его стиля и речи, - писал один из современников и друзей Борового, - скорее
обличают в нем поэта, художника слова, чем теоретика в обычном понимании. Лирик
анархизма par excellence, его вдохновенный проповедник, Боровой, несмотря на все
многообразие своих творческих порывов и исканий, автор единой темы, единой Музы.
Действительно, все его книги насквозь насыщены и до конца пронизаны одной
постоянно волнующей и мучительной проблемой... Эта проблема - свобода человека,
изначальная и непримиримая тяжба, вечный поединок между личностью, которая
упорно отстаивает и защищает свое "святое право" на абсолютное и безграничное
выявление всех возможностей своего творческого духа, и обществом, которое
неумолимо вырабатывает свои нормы и обязательства, которых не смеет нарушить
дерзающая человеческая индивидуальность. Это единственная и кардинальная
проблема всех творческих работ Борового, как бы ни были разнообразны вопросы,
какие ставит и разрешает Боровой в своем писательском пути, какие бы мучительные
сомнения не терзали его творческую душу, по существу все они только варианты,
экскурсы, опыты для одной и той же проблемы." (См. Н. Отверженный, "Главные
течения в анархической литературе XX века" //
Михаилу Бакунину, 1876-1926,
Очерки истории анархического движения в России, М., Гопос Труда", 1926.)
В этом смысле
Боровой безусловно близок к другим своим современникам, разрывавшимся между
насущной потребностью каждого человека, а тем более тонко чувствующей
художественной натуры - потребности в не ограничиваемой внешними рамками
свободе, и грозным, безжалостным, но в то же время полном скрытой силы и
огромных творческих потенций общественным подъемом, веком масс, одним из первых
проявлений которого стала великая русская революция. На ум сразу приходят имена
Горького, Блока, Маяковского и многих других, но если мы глубже окунемся в эту
эпоху, то обнаружим и менее известные, но не менее интересные персонажи -
Новомирского, Виктора Сержа и, безусловно, самого Борового, в чьих судьбах и в
чьем творчестве с такой силой и драматизмом отразилось грандиозное и так до
конца неразрешимое противоречие между личностью и обществом.
***
Расцвет
общественной деятельности и творчества Борового пришелся на один из самых бурных
периодов русской истории, открывшийся русской революцией 1905-07 гг. После своей
первой лекции об анархизме в апреле 1906 года, прочитанной с большим успехом в
Московском Историческом музее, Боровой посвятил себя революционной агитации, -
он выступал в различных городах России, перед различными аудиториями, работал
над выпуском анархической литературы в московском издательстве "Логос". Однако
вскоре наступил спад революции, а за ним и неизбежные репрессии. Спасаясь от
ареста за революционные по форме, но философские по содержанию речи и книги,
Боровой бежит во Францию, где и проводит несколько лет (1910-13), читая лекции и
знакомясь с новейшими направлениями в философии (Бергсон) и тенденциями в
пролетарском движении (революционный синдикализм). Затем, по возвращении в
Россию (1913-17), он вынужден временно прекратить анархическую деятельность и
занимается в основном журналистикой. Однако февральская революция вновь
заставляет его окунуться в революционную пропаганду. В 1917-21 гг. выходят его
наиболее интересные работы - написанный в 1906-07 гг. очерк "Революционное
творчество и парламент" ("Революционный синдикализм"), несколько сырой,
написанный в спешке, но тем не менее интересный "Анархизм" (1918), "Личность и
общество в анархическом мировоззрении" (1921). Сохраняя некоторую дистанцию, он
сотрудничает с анархистами, прежде всего в просветительской деятельности,
издании газет и книг, продолжает свою педагогическую деятельность и даже
пытается создать синдикалистскую "Федерацию работников умственного труда".
О его популярности
говорят как мемуары современников, так и то, что в 1921 году студенты
Коммунистического Университета (по иронии судьбы располагавшегося в отнятом у
московских анархистов "Доме Анархии"), решившие провести дискуссию "Анархизм
против марксизма", из всех многочисленных
и талантливых адептов этих доктрин выбирают Бухарина и Борового.
(Диспут так и
не состоялся по причине высочайшего запрета большевистского руководства.)
Однако по мере
того, как укрепляется "диктатура пролетариата" и давятся все проявления
инакомыслия, Боровой, как и другие анархисты, ощущает железную хватку
государства, - в 1921 году его отлучают от Университета и запрещают всякую
педагогическую деятельность (этого не позволял себе даже царский режим).
Одновременно громятся анархистские организации, и к середине двадцатых годов,
когда закрывается анархо-синдикалистское издательство
"Голос труда", почти
единственным полем для деятельности остается Кропоткинский музей. Там Боровой
вместе с другими анархистами дает бой попыткам "деидеологизировать" творчество
Кропоткина или представить анархизм как исключительно эзотерическое учение. В
1929 году следует арест и ссылка. Последние годы своей жизни Боровой проводит в
Вятке и Владимире, где и умирает 21 ноября 1935 года, так и не закончив своих
мемуаров. Он умирает, забытый, разбитый болезнями, мучительно сознающий свое
бессилие изменить ход истории, но тем не менее так до конца и не сломленный, не
предавший своих идеалов.
***
Наследие Борового
удивительно разнообразно и даже несмотря на то, что прошедшие десятилетия
забвения с неумолимой жестокостью отодвигают то, что некогда кипело жизнью, в
разряд чисто исторических ценностей, мы найдем много действительно ценного,
того, что затронет чувствительные струны где-то в самой глубине нашей души. Из
его литературного наследия (в широком смысле этого слова) в свое время
опубликовано было не так уж много. Зато какие сокровища таятся в его богатейшем
архиве - лекции, статьи, неопубликованные работы по философии, истории,
анархизму, наконец, его книга о Достоевском или замечательные мемуары,
описывающие перипетии его молодости и процесс крушения и обретения идеалов; в
них, помимо всего прочего, и субъективное, и потому искренне повествование об
эпохе и людях, которые встречались на его жизненном пути и среди которых было
много талантливых писателей, музыкантов, общественных деятелей.
Вспоминая Борового,
перечитывая его произведения, мы приобщаемся к родникам, дающим нам интересные
мысли, жизненные примеры и неистребимый оптимизм, необходимые для каждодневной и
непрерывной борьбы за вочеловечивание человечества, борьбы, которая по временам
может казаться тщетной и заранее проигрышной, но отказ от которой ведет к утрате
всего, что действительно имеет право называться жизнью.
Группа имени Алексея Борового